В данном периоде можно вводить упражнения как для мелких мышц кисти, так и для крупных мышц конечностей, более сложные по координации движения. Ребенок способен более длительно удерживать тело в определенных позах, сидеть без опоры, стоять с опорой, ползать. В этом периоде у ребенка развивается понимание речи, чему необходимо способствовать.
Следует широко использовать условные сигналы, речевые инструкции (сядь, подай, возьми, дай, держи крепко), все сигналы проводить на базе безусловных рефлексов.
Последовательность проведения процедур:
1) обхватывающие движения руками, с кольцами, речью;
2) сгибание и разгибание рук и ног с речевой инструкцией, поглаживание и растирание;
3) поворот со спины на живот вправо (за ноги) с речевой инструкцией;
4) массаж спины;
5) при поддержке за обе руки присаживание с речевой инструкцией;
6) круговые движения руками;
7) поднятие прямых ног с речевой инструкцией;
рефлекторное движение по линиям вдоль позвоночника с прогибанием;
9) поворот со спины на живот влево с речевой инструкцией;
10) из положения лежа на животе при поддержке за руки приподнимание с речевое инструкцией;
11) упражнение для сгибателей рук на присаживание с речевой инструкцией;
12) массаж грудной клетки и живота;
13) дыхательные упражнения, сдавление на выдохе с боков.
Методические указания. Положение ребенка — лежа и при некоторых упражнениях — сидя. Стимулировать ребенка к ползанию. Стремиться укреплять мышцы для сидения и стояния, воспитывать условные двигательные рефлексы с понимание: речи и координацию движений. Соблюдет ритмичность в выполнении движений. Массаж должен предшествовать упражнению.