Вопрос о правильной осанке не может быть решен только соответствующей проработкой мускулатуры позвоночника, брюшного пресса или конечностей. Не меньшее значение имеет еще и воспитание у детей тонкого восприятия опущений от положения тела и отдельных его сегментов. Следовательно, в процессе формирования правильной осанки привитие умения хорошо дифференцировать восприятия положений отдельных сегментов тела, степень напряжения и расслабления мышц как в покое, так и в движении является важной задачей.
В практической работе при освоении статических положении необходимо особое внимание уделить основной стойке.
Наиболее экономной по затрате сил является „прямая стойка" (или основная), при которой все частичные центры тяжести уравновешены и приведены к общему центру тяжести. Для того чтобы научить этой стойке ученика, нужно поставить его к вертикальной стенке (без плинтуса) так, чтобы пятки, ягодицы, лопатки и затылок касались стены, дать ему запомнить ощущение от этого положения и затем предложить сделать шаг вперед от стены и воспроизвести эту стойку.
Для формирования осанки большое значение имеют упражнения в равновесии, которые мы усиленно рекомендуем при закреплении навыка правильной осанки.
Упражнения для навыка правильной осанки
1. Лежа на полу, прижать поясничный отдел позвоночника к полу; встав, придать поясничному отделу позвоночника положение, которое было в положении лежа.
2. Проделать то же, но согнув в бедре и колене правую (левую) ногу, захватив ее руками за колено.
3. Стоя на четвереньках в положении «скамейки», сделать круглую спину, а затем принять положение с прямым позвоночником.
4. «Прямая стойка» у стены.
5. То же, отойдя от стены; проверка этого положения у зеркала.
6. То же, что в упражнении № 4, но предварительно несколько гимнастических упражнений, после чего проверка у зеркала правильности «прямой стойки».
7. Из «прямой стойки» последовательное расслабление и сгибание головы, туловища и возвращение в исходное положение.
8. Стоя спиной у стены, прижать бедра к стене; отойдя от стены, принять такое положение, которое было во время стойки у стены.
9. Из того же исходного положения подтянуть подбородок на себя, прижать насколько возможно шейный отдел позвоночника к стене; отойдя от стены, принять то же положение, которое было во время стойки у стены.
10. Стоя у стены (таз, лопатки, затылок касаются стены, ноги выдвинуты вперед), производить расслабленное наклонение головы и туловища, не отделяя таза от стены.
11. Стоя у стены (таз, лопатки, затылок плотно прижаты к стене, ноги отставлены на 20—30 см вперед), делать движение руками через стороны вверх и обратно, не меняя положение туловища.
12. То же, что в упражнениях 8 и 9, но между исходным и конечным положениями упражнения на расслабление для плечевого пояса и мышц шеи и последующее возвращение в исходное положение.
13. Стоя у стены в «прямой стойке», согнуть правую ногу в бедре, не отрывая от стены таз, плечи и затылок.
14. То же другой ногой.
15. Стоя у стены в «прямой стойке» и сгибая правую ногу в колене, коснуться коленом лба, не отделяя таза от стены.
16. То же проделать другой ногой.
17. Стоя в основной стойке (носки вместе), подняться на носки и продержаться 3—4 секунды в этом положении.
18. Полуприсед при сохранении правильного положения позвоночника (контроль у зеркала).
21. Упор, присед, руки в пол, быстро выпрямить ноги, встать на носки, как в упражнении 17.
22. Проделать то же, что в упражнении 17, но руки — в стороны.
23. Из основной стойки — руки к плечам, подъем на носки, руки вверх.
24. Из упора, присев, — подъем на носки, руки в стороны, вверх.
25. Сидя по-турецки, совсем согнувшись и сгорбившись, выпрямиться.
26. Сидя вплотную к стене, прислониться так, чтобы не оставалось промежутка.
27. Из основной стойки: носки вместе и руки к плечам, подъем на носок левой ноги, правую согнуть в бедре и в колене, руки в стороны.
28. Проделать то же, но на правой ноге.
29. Проделать то же, но с различными положениями рук.
30. Из упора, присев, встать на носок левой ноги, потом правой, согнуть ногу в бедре и в колене, руки в стороны.
31. Проделать то же, но на другой ноге.