Пробежать под кружащейся веревочкой (скакалкой).

Пробежать после определенного заданного количества кружений веревки (на 3й, 2й, 1й счет). Пробежать боком. Пробежать в косом направлении. Пробежать спиною вперед.

Пробежать и в середине сделать поворот на 180°. То же, но с поворотом на 360°. Пробежать по два человека, взявшись за руки. Пробежать по три человека, взявшись за руки. Пробежать по 4—5 человек, взявшись за руки.

Пробежать и в середине перепрыгнуть через кружащуюся скакалку То же, но сделать 2 — 3 прыжка.

Лазание, висы и упоры

Школьники с удовольствием занимаются лазанием, однако не надо забывать, что эти упражнения дают большую нагрузку на плечевой пояс и значительно повышают работу органов кровообращения и дыхания. Мышцы детей не приспособлены к большим усилиям и легко утомляются. При несоответствии веса тела и силы мышц плечевого пояса наблюдается задержка дыхания, неблагоприятно отражающаяся на деятельности сердечнососудистой системы.

Продолжительные занятия, нерационально подбираемые упражнения могут оказать неблагоприятное влияние на осанку и на органы дыхания, поэтому не следует, особенно в первых классах начальной школы, давать длительное лазание. В первых двух классах можно давать простые виды лазания, не обусловленные какой-либо определенной гимнастической формой. Это будет влезание на различные препятствия: шведскую стенку, горизонтальную лестницу, трап, или пролезания через снаряды: бревно, бум, конь с ручками и т. п.

В третьем классе обычно дают подготовительные упражнения к лазанию по канату с целью научить правильному захвату каната ногами. В четвертом классе изучается лазание „в три темпа", требующее хорошего развития мышц плечевого пояса и верхних конечностей. При несоответствии тела и силы мышц плечевого пояса неизбежна задержка дыхания, как мы уже указывали, неблагоприятно отражающаяся на деятельности сердечнососудистой системы и на правильности осанки.

Лазанье по канату

В старших классах (начиная с пятого) упражнения в лазании направлены на техническое овладение основными способами; здесь уже изучают лазание „в два темпа" и последовательно переходят к лазанию на одних руках. Это требует еще большой осторожности и вдумчивого методического подхода.

Занимаясь на канатах и шестах, следует предпочесть упражнения с хватом на двух параллельно висящих канатах и шестах. Следить за тем, чтобы во время упражнений голова не „проваливалась" между плечами, что указывает на слабость мышц, приводящих лопатки к позвоночнику.

В старших классах часто имеет место увлечение упражнениями на гимнастических снарядах (турник, брусья, конь с ручками и т. д.).

Структура большинства упражнений на этих снарядах включает элементы, требующие длительного пребывания гимнаста в чистом висе или упоре. Эти упражнения, несомненно, требуют сильного развития плечевого пояса и верхних конечностей, между тем, школьники даже старших классов не всегда бывают подготовлены к таким сильным упражнениям. Особенно это относится к девочкам.

Упоры и висы, как мало физиологичные упражнения, не должны иметь места в младших классах, а в старших могут быть использованы лишь после тщательной подготовки.

Что же касается гимнастики на снарядах в школе, то нужно всегда помнить о том, что упражнения на гимнастических снарядах выполняются при необычной для человека опоре на верхних конечностях; надо строго учитывать возрастные, индивидуальные и половые особенности учащихся и при подборе средств воздействия на организм расценивать их не только с точки зрения интереса к ним, но, главным образом, с точки зрения пользы, которую они могут приносить в деле физического воспитания.