У детей и подростков, имеющих осанку с круглой спиной, дефекты движений, как уже указывалось, довольно резко определяются во время игр. И здесь то необходимо воспитывать у детей амплитуду движений, ловкость и уменье. Дефекты индивидуальны с и их следует внимательно учитывать. Детям, имеющим круглую спину, свойственна наклонность к ограничению движений, и не столько в количестве, сколько в амплитуде колебаний и в направлении. В их движениях наблюдается скованность, нечеткость, амплитуда движений ограничена, нет свободы движений. Конечно, используя правильные естественные движения, мы тем самым гарантируем наилучший путь исправления движений. Таким образом, здесь могла бы особенно пригодиться школа мяча. Для исправления движений, свойственных круглоспинным, можно было бы рекомендовать подбрасывания мяча, при этом предлагать упражняющимся стоять на полушаге, выставлять вперед то левую, то правую ногу и при бросках переносить тяжесть тела вперед. Можно делать передачу мяча назад через голову в разных положениях: стоя, сидя, в приседе, во время ходьбы. Ловлю мяча ни в коем случае не следует производить на вполне разогнутые, вытянутые вперед руки, которые, хотя и должны тянуться навстречу летящему мячу, но при этом всегда должны сохранять пружинящими, несколько согнутыми плечевые, локтевые и кистевые суставы, а также широко разведенные пальцы. Очень полезны упражнения, связанные с правильными толчками в подвешенный тяжелый медицинбол, еще лучше „пинчбол", но при этом надо начинать с простого толчка и постепенно переходить к толчкам с размахом, с разгоном, с выпадом и при этом вовлекать в работу переменно-сторонне то одну, то другую руку. Очень хороши метания в цель комнатными дротиками, мячами. Необходимо следить за умением правильно переходить из одного положения в другое (позиционные упражнения).

Исправление движений при кифозе

Надо очень широко использовать плавание, ползание и лазание, а также бег и ходьбу. Ползание необходимо проводить по наклонной плоскости, создавая на пути те или иные препятствия, которые требовали бы выравнивания спины, например, подлезть под балансировочное бревно или низкий бум. Лазание на мачту, на наклонную лестницу и сквозь клетки трапа в вертикальном направлении.

Ходьбу, бег надо использовать, изменяя темп, ритм, и применять широкий шаг и достаточно развернутые носки (у круглоспинных часто наблюдаются сведенные носки и закорачивание шага). В этом отношении хорош широкий шаг (длинные прыжки) во время бега. Во всех упражнениях нужно требовать принятия правильной осанки и свободных размашистых движений рук.

Обязательно нужно широко применять движения в равновесии, балансировании. Очень полезны всевозможные перетягивания и отталкивания. Необходимо, чтобы наибольшая нагрузка выпадала на мышцы спины. Поэтому следует совершать перетягивание лицом друг к другу, а отталкивание — спиной. В порядке использования игрового метода следует подбирать соответствующие игры. Например, очень хороша в этом отношении игра, носящая название „яхтбол": две колонны выравниваются в затылок на не котором расстоянии паралельно друг к другу. Первый в колонне передает мяч через голову. Последний, получив мяч, ударяет его о землю и передает обратно по шеренге от заднего к переднему, а сам проползает под расставленными ногами играющих и, пройдя так всю шеренгу, говорит „есть"; все делают шаг назад, а он становится впереди первого. Игра не прекращается до тех пор, пока бывший вначале первым не займет снова своего места. Можно рекомендовать и другую игру: дети парами сидят на полу, опираясь спиной друг о друга, и, сцепившись локтями, стараются встать. Можно подобрать много забав и игр. Во всех играх надо исправлять обнаруживающиеся неправильные движения и положения.