Борьба с заболеваемостью клещевым энцефалитом связана с уничтожением клещей непосредственно в природных очагах инфекции путем авиационной обработки их акарицидами. Ежегодный объем этих работ в настоящее время еще недостаточен.

Основная часть обработок выполняется путем опыливания территории 10% дустом ДДТ с самолета АН-2 при норме расхода препарата 50 кг/га. Такая высокая цифра расхода препарата вызвана значительными потерями его за счет сноса мелких частиц дуста воздушными токами и оседания их в кронах деревьев. Более перспективное авиационное опрыскивание с самолета водными эмульсиями ДДТ или полихлорпинена (норма расхода рабочей смеси—30 л/га, технического вещества —2 кг/га) применяется редко из-за технических трудностей работы с водой.

В 1961 — 1962 гг. Институтом медицинской паразитологии и тропической медицины им. Е. И. Марциновского (ИМПиТМ) совместно с Государственным научно-исследовательским институтом гражданского воздушного флота (ГосНИИГВФ) были проведены опытные работы, направленные на усовершенствование существующего авиационно-химического метода. Испытывались новые варианты, обеспечивающие более высокую оседаемость ядохимикатов по сравнению с существующей: опыливапие и опрыскивание с вертолета МИ-1 на малых скоростях полета (30—35 км/час) и обработка гранулированной формой препарата ДДТ с самолета. За счет увеличения оседаемости снижалась норма расхода препаратов. Кроме того, испытывалась возможность снижения нормы расхода смеси и токсиканта в производственном варианте опрыскивания с самолета.