Возможность снижения норм расхода рабочей смеси и токсиканта отмечалась еще при проведении опытных работ ИМПиТМ и ГосНИИГВФ, устанавливавших реальность выполнения авиационного опрыскивания в очагах клещевого энцефалита в 1957—1959 гг. (руководители работ – М. А. Ларюхин и В. С. Рекунов). Однако с целью создания определенного «запаса прочности» были рекомендованы несколько завышенные показатели (30 л смеси и 2 кг токсиканта на 1 га площади).

Учитывая слабое применение указанного варианта в практике клещеистребительных работ, планировалось создать дополнительные стимулы к его широкому применению. С этой целью изучалась возможность снижения нормы расхода рабочей смеси до 20 л/га. Даже такое небольшое снижение дает ощутимый экономический эффект. Паразитологический же эффект оказывается в обоих случаях одинаковым.

Кроме того, в условиях разреженного леса (с полнотой древостоя не выше 0,6) оказалось возможным применять 1,5 кг технического ДДТ на 1 га. Это также приводит к определенному выигрышу в экономике.

При выполнении опрыскивания рабочими смесями ДДТ с вертолета МИ-1 на малых скоростях полета (30— 35 км/час) оседаемость химиката возрастает примерно в 2 раза по сравнению с опрыскиванием с самолета. Эффективность обработок была достаточно высокой при норме расхода смеси 15 л/га и токсиканта 1,5 кг/га.

Полученные экономические преимущества должны послужить стимулом для более широкого применения авиационного опрыскивания при проведении майских противоклещевых обработок.

Проведенные нами опытные обработки с использованием сниженных различными путями норм расхода ядо-материала дают значительный экономический выигрыш при сохранении паразитологического эффекта. Разные варианты авиационно-химического метода, обладая каждый своей спецификой, достоинствами и недостатками, дают возможность выбора в каждом конкретном случае. Теперь стоит задача самой широкой их производственной проверки с последующим внедрением в практику борьбы с клешами в очагах клещевого энцефалита.